История развития газобалонного оборудования
Автомобильное газобаллонное оборудование – это хорошая альтернатива для штатной системы питания двигателя. Используя его, можно экономить до 50 % средств на заправке машины. Современные газовые установки абсолютно безопасны для водителя и пассажиров. Кроме этого они обладают малым весом, и без проблем устанавливаются на любой автомобиль с бензиновым силовым агрегатом. Переключение режимов работы двигателя, образование газо-воздушной смеси и подача ее в цилиндры осуществляется автоматически и контролируется электроникой, не требуя никакого внимания со стороны водителя. Но так было не всегда.
История газобаллонного оборудования
История создания ГБО берет начало в XIXвеке. Идея построить двигатель внутреннего сгорания, который бы работал на газу, принадлежит англичанину С. Брауну. В 1823 году он успешно реализовал эту идею, создав силовой агрегат, который в качестве топлива использовал светильный газ (смесь метана и водорода, получаемая в результате сухого пиролиза угля).
Позже, в 1860 году патент на выпуск газогенераторных моторов, работающих на светильном газе, получил известный французский изобретатель
Ж. Э. Ленуар. А в 1928 году газогенераторная установка российского профессора В.С. Наумова, будучи установленной на шасси грузового автомобиля Фиат-15, успешно прошла испытания, приняв участие в пробеге Москва-Ленинград-Москва.
С 1935 года в СССР начался серийный выпуск грузовиков ГАЗ-АА и ЗИС-5, оснащенных газогенераторами. Естественно такие установки были достаточно тяжелыми и громоздкими. Кроме этого с собой приходилось возить запас дров. Расход древесных чурок, которыми «заправлялся» газогенератор, на 100 км составлял более 50 кг. Но в конце 1930-х годов с конвейеров сошли первые грузовики ЗИС-30, у которых вместо «топки» были установлены баллоны. Заправлялись такие машины на специальных газонаполнительных станциях.
Эволюция ГБО
История современных газовых установок насчитывает 6 поколений. Все они используются сегодня для разных типов двигателей. В качестве топлива применяется уже не светильный газ, а метан и сжиженный пропан-бутан.
Первое поколение ГБО имеет самую простую конструкцию, основанную на механической подаче газа и регулировании его давления. Такие установки оснащаются как вакуумными, так и электронными редукторами.
Особенность второго поколения – это электрический редуктор с электронным дозатором топлива, получающий необходимую информацию с датчиков положения дроссельной заслонки, концентрации кислорода и частоты вращения коленчатого вала. Основываясь на полученных данных, он поддерживает нужный состав газо-воздушной смеси.
Третье поколение имеет в своей конструкции газовый инжектор, а подача топлива в установках осуществляется при помощи механических форсунок во впускном коллекторе двигателя.
Более точной дозировки поступающей в цилиндры смеси удалось добиться благодаря электромагнитным форсункам и отдельному электронному блоку управления, соединенному со штатным ЭБУ. Этим отличается четвертое поколение автомобильных газовых установок.
У пятого поколения ГБО газ через форсунки поступает в цилиндры в жидком виде. С ним двигатель можно заводить в любых условиях, не используя штатную систему питания.
Конструкция установок шестого поколения вообще не предусматривает отдельных газовых форсунок. Газ поступает в камеры сгорания через бензиновые распылители.